Пятиступенчатая коробка передач имеет трехвальную схему.
|
1 – задняя часть картера коробки передач с удлинителем; 2 – вторичный вал; 3 – привод спидометра; 4 – подшипник блока шестерен; 5 – блок шестерен; 6 – болт; 7 – блокирующее кольцо синхронизатора шестерни 5-й передачи; 8 – синхронизатор 5-й передачи и заднего хода; 9 – блокирующее кольцо синхронизатора шестерни заднего хода; 10 – прокладка; 11 – болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода; 12 – ось промежуточной шестерни заднего хода; 13 – игольчатый подшипник; 14 – промежуточная шестерня заднего хода; 15 – штифт; 16 – болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода; 17 – блокирующее кольцо синхронизатора шестерни 1-й передачи; 18 – синхронизатор 1-й и 2-й передач; 19 – блокирующее кольцо синхронизатора шестерни 2-й передачи; 20 – игольчатый подшипник; 21 – маслозаливная пробка; 22 – полукольцо; 23 – передняя часть картера коробки передач; 24 – регулировочное кольцо; 25 – упорная шайба; 26 – стопорное кольцо; 27 – стопорное кольцо; 28 – сальник; 29 – крышка подшипника первичного вала с направляющей втулкой; 30 – первичный вал; 31 – выключатель света заднего хода; 32 – подшипник первичного вала; 33 – передний роликовый насыпной подшипник вторичного вала; 34 – стопорное кольцо; 35 – блокирующее кольцо синхронизатора шестерни 4-й передачи; 36 – сапун; 37 – вилка переключения 3-й и 4-й передач; 38 – болт; |
39 – синхронизатор 3-й и 4-й передач; 40 – блокирующее кольцо синхронизатора шестерни 3-й передачи; 41 – шток включения 3-й и 4-й передач; 42 – шестерня 3-й передачи; 43 – стопорное кольцо полуколец; 44 – стопорный шарик; 45 – шестерня 2-й передачи; 46 – вилка переключения 1-й и 2-й передач; 47 – шток включения 1-й и 2-й передач; 48 – вилка переключения 5-й передачи и заднего хода; 49 – шток включения 5-й передачи и заднего хода; 50 – шарик фиксатора; 51 – пружина фиксатора; 52 – болт; 53 – пластина фиксаторов; 54 – рукоятка; 55 – верхняя часть рычага переключения передач; 56 – упорный конус; 57 – верхняя подушка рычага; 58 – распорная втулка; 59 – нижняя подушка рычага; 60 – запорная втулка; 61 – уплотнитель верхней крышки; 62 – пружина рычага; 63 – штифт; 64 – нижняя часть рычага переключения передач; 65 – стопорный палец штоков; 66 – стопорный плунжер штоков; 67 – головка штока; 68 – болт; 69 – блокировочная втулка; 70 – пружина блокировочной втулки; 71 – корпус рычага переключения передач; 72 – упорное кольцо; 73 – штифт; 74 – стопорное кольцо; 75 – задний подшипник вторичного вала; 76 – сталебаббитовая втулка; 77 – сальник |
Картер коробки передач изготовлен из алюминиевого сплава и состоит из двух частей — передней 23 и задней 1. Для обеспечения соосности опор валов и отверстий под штоки механизмов переключения картеры центрируются установочными втулками, запрессованными в передний картер. Передний и задний картеры соединены между собой десятью болтами 6. Для герметичности между картерами установлена паронитовая прокладка 10 толщиной 0,33 мм.
Шестерня первичного вала 30, а также шестерни 1-й, 2-й, 3-й, 5-й передач и заднего хода находятся в постоянном зацеплении с блоком 5 шестерен. Эти шестерни косозубые и вращаются на игольчатых подшипниках 20 с пластмассовыми сепараторами. Промежуточная шестерня 14 заднего хода вращается на насыпных роликах Ж 3 мм на оси 12, опоры которых крепятся в обоих картерах болтами 11 и 16.
Передачи переднего и заднего хода снабжены инерционными синхронизаторами.
Осевые перемещения деталей вторичного вала 2 ограничены стопорными кольцами 34 и 74, упорным кольцом 72, двумя упорными полукольцами 22, удерживаемыми стопорным кольцом 43, и буртиком вторичного вала.
Шариковый подшипник первичного вала фиксируется на валу стопорными кольцами 27 и в картере — 26. Задний подшипник 75 вторичного вала также фиксируется стопорным кольцом.
Блок 5 шестерен вращается на шариковых подшипниках 4, установленных в посадочных местах передней и задней части картеров. Осевой зазор блока шестерен регулируют при сборке подбором толщины пакета регулировочных колец 24, устанавливаемых в посадочное место переднего картера. Венцы блока шестерен 5на промежуточный вал установлены с натягом.
Блокировочное устройство механизма переключения передач состоит из двух стопорных плунжеров 66 и стопорного пальца 65. От случайного включения передачи заднего хода предусмотрена блокировочная втулка с пружиной. Штоки переключения передач фиксируются шариками 50, нагруженными пружинами 51.
Рычаг переключения передач снабжен демпфирующим устройством, устраняющим его вибрацию при большой частоте вращения коленвала.
Герметичность коробки передач обеспечивается тремя сальниками, один из которых (поз. 28) установлен на первичном валу в крышке подшипника первичного вала 30, а два других (поз. 77) — в удлинителе заднего картера.
Маслосливная пробка снабжена магнитом для улавливания металлических продуктов износа коробки передач.
Наименование детали |
Номинальный диаметр, мм |
Наименование сопрягаемых деталей |
Номинальный диаметр, мм |
Подшипник первичного вала |
80 –0,030 |
Передний картер коробки передач |
80 –0,011 |
Подшипник вторичного вала |
75 –0,011 |
Задний картер коробки передач |
75 +0,030 |
Подшипник блока шестерен |
62 –0,013 |
Передний картер коробки передач |
62 +0,030 |
Подшипник блока шестерен |
62 –0,013 |
Задний картер коробки передач |
62 +0,030 |
Промежуточная шестерня заднего хода |
24 +0,020 24 +0,007 |
Ось промежуточной шестерни заднего хода, игольчатый подшипник |
18 –0,011 + 2·3 –0,010 |
Шестерни 2-й, 3-й, 5-й передач |
42 +0,025 42 +0,009 |
Вторичный вал, игольчатый подшипник |
37 –0,090 + 2·2,5 –0,010
37 –0,025 + 2·2,5 –0,010 |
Шестерни 1-й передачи и заднего хода |
47 +0,025 47 +0,009 |
Вторичный вал, игольчатый подшипник |
42 –0,090 + 2·2,5 –0,010
42 –0,025 + 2·2,5 –0,010 |
Первичный вал |
30,254 +0,025 |
Вторичный вал, роликовый подшипник |
19,235 –0,013 + 2·5,5 –0,007 |
Ступица синхронизатора 1-й, 2-й передач |
2,847 +0,023 2,847 +0,063
ширина шлица |
Вторичный вал |
2,847 -0,063 2,847 -0,023
ширина шлица |
Ступица синхронизатора 5-й передачи и заднего хода |
2,847 +0,063 2,847 +0,023
ширина шлица |
Вторичный вал |
2,847 -0,023 2,847 -0,063
ширина шлица |
Ступица синхронизатора 3-й, 4-й передач |
1,441 +0,063 1,441 +0,023
ширина шлица |
Вторичный вал |
1,441 -0,023 1,441 -0,063
ширина шлица |
Скользящая муфта синхронизатора |
4,181 +0,080 4,181 +0,030
ширина шлица |
Ступица синхронизатора |
4,181 -0,030 4,181 -0,080
ширина шлица |
Скользящая вилка карданной передачи |
2,068 +0,045 2,068 +0,030
ширина шлица |
Вторичный вал |
42,068 –0,080 42,068 –0,120
ширина шлица |
Передняя и задняя части картера коробки передач |
14 +0,075 14 +0,032 |
Шток включения передач |
14 –0,011 |
Приводная шестерня промежуточного вала |
35 +0,014 35 –0,011 |
Промежуточный вал |
35 +0,076 35 +0,060 |
Шестерня 2-й передачи промежуточного вала |
38 +0,014 38 –0,011 |
Промежуточный вал |
38 +0,076 38 +0,060 |
Шестерня 3-й передачи промежуточного вала |
37 +0,014 37 –0,011 |
Промежуточный вал |
37 +0,076 37 +0,060 |
Шестерня 5-й передачи промежуточного вала |
35 +0,014 35 –0,011 |
Промежуточный вал |
35 +0,076 35 +0,060 |
Сталебаббитовая втулка |
38 +0,015 |
Скользящая вилка карданной передачи |
38 –0,025 38 –0,050 |
Вилки и головки штоков включения передач |
14 +0,024 14 +0,006 |
Штоки включения передач |
14 –0,011 |
Задний картер коробки передач |
8 +0,051 8 +0,025 |
Плунжер |
8 –0,058 |
Скользящие муфты синхронизатора |
8 –0,250 |
Вилки штока включения передач |
8,5 +0,015 |
Корпус механизма переключения (сферическая поверхность) |
35 –0,100 |
Рычаг переключения (сферическая поверхность) |
35 –0,100 35 –0,350 |
Головка штока включения передач |
14 +0,160 14 +0,050
ширина паза |
Рычаг переключения передач (нижняя часть) |
14 –0,240
сферическая поверхность |
Рычаг переключения передач (нижняя часть) |
6,2 +0,200
ширина паза |
Штифт |
6 –0,048 |
| |